Наследник Британского Престола

принц Чарльз поддерживает альтернативную медицину.

Известно, что альтернативная медицина пользуется поддержкой наследника британского престола принца Чарльза. Он даже выступал на эту тему в Женеве на заседании Всемирной организации здравоохранения, где заявил о необходимости совмещения официальной и альтернативной медицины. По его словам, натуральная терапия уходит корнями в древность, когда интуитивно осознавалась необходимость сохранять баланс и гармонию в нашем сознании, теле и окружающей природе.

Как сказал принц Чарльз, многое из этих знаний и навыков утрачено, о чем приходится сожалеть, так как современная медицина смогла бы немало почерпнуть. В древнем Китае, отметил принц Чарльз, врач получал вознаграждение исключительно в случае положительного результата лечения. Только объединенными усилиями можно представить законченную картину всеобщего оздоровления, подчеркнул принц Уэльский.

Многие пациенты горячо поддержали эту инициативу. Например, 93-летняя пациентка Джейн Джилкрайст, которая пользуется гомеопатией, сказала четвертому каналу Би-би-си: "Натуральная терапия используется в государственном здравоохранении с 1948 г. Это самый большой секрет Британии". А трудности доказательств эффективности этого вида терапии она объясняет тем, что это терапия, которая "держится на людях, а не на симптомах".

 Принц Чарльз впервые начал пропагандировать альтернативную медицину более 20 лет назад. Он даже учредил специальный фонд, занимающийся ее развитием и интеграцией в национальную систему здравоохранения. Благодаря принцу Чарльзу в Лондоне построена Королевская гомеопатическая больница стоимостью 20 млн. фунтов стерлингов.

Представитель Министерства здравоохранения Британии полагает, что вид лечения для пациентов должны выбирать доктора: "Больные вправе ожидать от врачей и отделений здравоохранения четкой информации о том, какие виды лечения доступны для них, включая альтернативную медицину". В Минздраве признались, что статистику затрат на альтернативную медицину не ведут, поскольку решения об этом принимаются на местном уровне. Предполагается, что около половины участковых врачей направляют пациентов на прохождение альтернативных видов терапии.

 

Принц также неоднократно заявлял, что, по его мнению, для эффективной работы системы здравоохранения необходимо гармоничное совмещение классических и альтернативных методов терапии. «Я считаю, что совместное использование конвенциональных методов лечения и альтернативной терапии, которые подразумевают активное участие самого пациента в процессе своего выздоровления, поможет значительно улучшить здоровье людей в нашем мире», – сказал он.

При этом принц Чарльз ссылается на "доклад Смолвуда", в котором говорится о том, что широкий доступ к натуропатической медицине через государственную систему здравоохранения принесет большую пользу. Согласно отчету «Smallwood Report», выполненному в прошлом году по поручению принца Уэльского, расходы на альтернативную медицину в Великобритании составляют около 4,5 млрд. фунтов, причем около 10% средств предоставляется NHS. Это означает, что налогоплательщики выделяют на альтернативную медицину примерно 450 млн. фунтов.

Эта сумма представляет собой только малую часть, примерно 0,5% общего бюджета здравоохранения (92 млрд. в 2007–2008 финансовом году), и невелика даже по сравнению с расходами на рецептурные препараты в системе NHS (8 млрд. фунтов). Большинство медицинских фондов NHS предлагают клиентам услуги нескольких видов альтернативной медицины. Наиболее распространенной и одной из наиболее обоснованной данными доказательной медицины является акупунктура, за ней следуют остеопатия, гомеопатия и хиропрактика. NHS также финансирует 5 гомеопатических госпиталей.

Похвалив достижения современной медицины, принц также отметил, что приверженцам ортодоксальной терапии следует многому поучиться у сторонников нетрадиционных средств. «Запад может еще многое взять у Востока», – подчеркнул он, приведя в пример, в частности, акупунктуру, эффективность которой при лечении артритов или побочных эффектов химиотерапии, по мнению принца, «убедительно доказана». Подтверждением этому стал проект основанного принцем 11 лет назад фонда Foundation for Integrated Health, реализованный в одном из бедных районов. «Комплексная терапия с использованием нетрадиционных медицинских методов, таких как акупунктура, и других дополнительных видов лечения оказалась довольно эффективной, особенно при лечении расстройств психики», – обобщил принц Чарльз результаты проекта.

Не стали молчать и сами "альтернативщики". Британская ассоциация гомеопатов напомнила, что гомеопатия была признана Национальной службой здравоохранения еще в 1948 году. «Мы будем бороться за право своих пациентов, – заявила глава ассоциации Салли Пенроуз. – Обычная медицина не способна решить все их проблемы». Она также добавила, что у 70% из 6500 пациентов бристольской гомеопатической больницы после пройденного курса лечения отмечается значительное улучшение состояния. Гомеопатическими методами в этом госпитале лечат такие недуги, как экзема, мигрень, артрит, депрессия и синдром хронической усталости.

Приверженцы альтернативной медицины говорят о недостаточной эффективности средств ортодоксальной медицины у многих пациентов, напоминают, что побочные эффекты лекарственных средств в Великобритании являются причиной потерь для экономики в размере около 4 млрд. фунтов и примерно 10 тыс. летальных исходов ежегодно.

В поддержку альтернативной медицины цитируют также результаты недавно завершившегося обсервационного исследования, в ходе которого на протяжении 6 лет наблюдали 6,5 тыс. пациентов Бристольского гомеопатического госпиталя с различными хроническими заболеваниями. Согласно результатам исследования 70,7% больных отметили позитивные изменения в состоянии здоровья, причем 50,7% охарактеризовали изменения как «лучше» (+2) или «намного лучше» (+3) (Spence D.S. et al., 2005).

«The Times» опубликовал также рейтинг различных методов комплементарной медицины, составленный Тоби Маркоттом (Toby Murcott) на основании данных о количестве и качестве клинических исследований, опубликованных в рецензируемых журналах. Оценки методов комплементарной медицины лежат в пределах от 0 (отсутствие исследований или доказательности) до 4 (существенная доказательная база). Большинство подходов ортодоксальной медицины по этой шкале оцениваются от 5 до 8 баллов.

В США альтернативная медицина давно входит в учебные программы медицинских факультетов. Иглоукалывание, разные виды траволечения и другие приемы альтернативной медицины, недавно еще отвергавшиеся медицинской наукой как пережитки, привлекают внимание врачей.

Так, например, медики Пенсильванского университета в сотрудничестве с мерилэндским институтом альтернативной медицины Таи-Софья начинают обучать студентов травотерапии, медитации и другим лечебным методам, популярным у широкой публики, но находящимся вне пределов конвенциональной медицины. «Мы не собираемся превращать хирургов в иглоукалывателей, – говорит основатель института Таи-Софья Роберт Дагган, – речь идет лишь о частичном включении наших методов в обычную терапию». Согласно правительственному обзору 2006-го года, более трети американцев прибегали к альтернативному лечению, включая йогу, медитацию и диеты.

Отвечая массовому спросу, 95 медицинских факультетов из 125 в США уже включили в свои программы элементы альтернативной и  комплементарной медицины, а Пенсильванский университет собирается даже присваивать некоторым своим питомцам соответствующие ученые степени. «10 лет назад такая идея вызвала бы лишь насмешки, – говорит доктор Альфред Фишман из Пенсильванского университета, – но сейчас мы начинаем думать не только о профилактике болезней, но и о том, как обеспечить оптимальную соматическую и духовную комфортность пациентов. А новые методы электронного просвечивания и исследования мозга впервые позволят объективно определять влияние медитации или иглоукалывания на физическое состояние больных».